Тормозные системы колес транспортных средств состоят из стальных или чугунных дисков, которые взаимодействуют с суппортами для замедления или остановки автомобиля. При активации тормоза колодки прижимаются к этим дискам, вызывая трение и, как следствие, уменьшение скорости. Составные части системы могут дисковых тормозов могут различаться в зависимости от модели автомобиля и условий эксплуатации.
Дисковые тормоза для автомобилей стали популярными относительно недавно и заменили более старую технологию барабанных тормозов за счет своих преимуществ:
- Эффективнее работают при торможении (особенно на влажном асфальте).
- Меньше подвержены износу и перегреву, что гарантирует надежное замедление даже после интенсивного использования.
Сегодня мы рассмотрим классификацию и типы этих компонентов, а также углубимся в особенности каждого из них.
Виды тормозных дисков по материалу изготовления
Тормозные системы автомобилей обычно оснащаются дисками из следующих материалов:
- Чугунные. Часто встречающиеся чугунные тормозные диски производятся с применением специального металла. Это позволяет им быть распространёнными и использоваться в большинстве типов легковых машин. В состав чугуна добавляются различные элементы для повышения его прочности и коррозийной устойчивости. Производство таких дисков относительно недорогое, как и их приобретение. Основной недостаток - это склонность к быстрому перегреву и медленное охлаждение.
- Карбон-керамические тормозные диски используются гораздо реже из-за своей высокой стоимости, однако они наследуют технологии из мира Формулы 1 и предпочтительны для высокопроизводительных спортивных автомобилей. Их цена может быть сопоставима со стоимостью автомобиля среднего класса, делая их нецелесообразными для обычного пользователя не только по финансовой причине, но также ввиду особенности работы. Такие диски подходят только для тех, кто стремится получить максимальную производительность при высоких скоростях.
Основная классификация тормозных дисков
Тормозные диски в общем классифицируются на три основных типа. Первые два типа подходят почти для любого автомобиля.
- Невентилируемые. Они представляют собой сплошной круглый лист (с возможными отверстиями), который может быть оснащен канавками для улучшения вентиляции. Невентилируемые диски для машины являются самым базовым и недорогим типом с ровной поверхностью. Эти диски идеально подходят для бюджетных автомобилей и подойдут для большинства стандартных транспортных средств. Для повышения производительности в их поверхность добавляют насечки или перфорацию. Применение сквозной перфорации позволяет эксплуатировать автомобиль с такими тормозными дисками более агрессивно.
- Вентилируемые - самый популярный тип. Они лучше охлаждаются, более эффективны и имеют среднюю ценовую категорию. Конструкция состоит из двух дисков, соединенных между собой стержнями, каждый из которых при торможении активен только одной своей стороной. Прямые, капельные или спиральные ребра создают поток воздуха через пространство между пластинами для усиленного охлаждения. На их поверхности также могут быть выполнены перфорация и канавки. Эти диски предназначены для использования на автомобилях со средней нагрузкой и управляемых относительно спокойном стиле.
- Комбинированные тормозные диски являются наиболее сложными и стоят дороже. В отличие от других, которые полностью сделаны из чугуна, эти диски производятся из разнообразных материалов для уменьшения веса и проводимости тепла. Обычно используют сочетание алюминия для центральной части и чугуна для рабочей поверхности тормоза. Такие диски иногда называют «тюнинговыми» и устанавливают на более дорогостоящие, мощные и скоростные автомобили.
Типы дисков в зависимости от перфорации
- Сквозная - отличается высокой эффективностью в охлаждении, удаляя большой объем выхлопных газов и продуктов сгорания. В дисках такого типа вокруг периметра расположены просверленные отверстия, благодаря чему диск лучше очищается от материала тормозных колодок и более эффективно устраняет водяную пленку на своей поверхности, обеспечивая лучшее торможение по сравнению с предшественниками и имеет меньший вес. К недостаткам относятся стоимость, так как они обходятся дороже обычных дисков, возможность появления трещин возле отверстий при использовании некачественного диска.
- Заглубленная, также известная как «глухое отверстие». В этом случае сверление не проходит сквозь диск полностью, что помогает сохранить его прочность. Эффективность удаления газов здесь несколько ниже по сравнению со сквозными моделями, однако такие диски выигрывают за счет повышенной надежности и реже подвержены трещинам.
Существуют также перфорированные диски со специальными насечками. Такой тип объединяет эффективное охлаждение и очистку рабочей поверхности, а также имеет привлекательный внешний вид для автомобиля.
Дополнительная классификация дисков для торможения
Колесные диски бывают составными и цельными.
- Составные диски состоят из двух частей: ступицы, которая выполнена из алюминиевого сплава, и обода, сделанного из чугуна или стали. Эти элементы соединяются при помощи болтов. Преимуществами составных дисков являются их легкость, удобство в эксплуатации, высокая устойчивость к изменениям формы и эффективное охлаждение благодаря быстрому отводу тепла. При этом составные диски обходятся дешевле в обслуживании: при износе обода можно просто заменить его, поскольку ступица служит гораздо дольше.
- Цельные диски производятся путем литья металла и представляют собой одно целое. Такие диски подвергаются механической обработке для придания необходимой формы и на сегодняшний день применяются преимущественно на старых автомобилях. Специалисты рекомендуют устанавливать цельные диски на задние колеса автомобилей с маломощными двигателями для эффективного удаления продуктов износа.
При подборе компонентов для своего автомобиля важно учитывать его характеристики, ваш стиль вождения и тип дорожного покрытия, по которому вы обычно передвигаетесь. В заключение, для спокойной езды по городским дорогам подойдут запчасти второго сегмента цены и качества. Основное правило при покупке — избегайте фальсификата, тщательно выбирайте продавца и не забывайте ознакомиться с отзывами о товаре. Всегда консультируйтесь у профессионалов и следуйте рекомендациям производителя. Важно помнить о периодическом контроле состояния автомобиля и своевременно обращаться в автосервис, чтобы поломки не стали для вас сюрпризом.
Нажимая «Отправить» Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности